Разработкой нового вездехода занялась специальная группа в НАМИ под
руководством Б. М. Фиттермана. В 1958 году был изготовлен первый
прототип, получивший название НАМИ-049. Кузов был сделан из
стеклопластика, роль рамы выполняло несущее основание кузова. Подвеска
- независимая торсионная, на продольных рычагах. Передний мост был
подключен постоянно, задний подключался через блокируемый межосевой
дифференциал. Дифференциал заднего моста тоже блокировался. Расстояние
между мостами (база) составляло 180 см. В конструкции были применены
колесные редуктора, которые повышали крутящий момент и увеличивали
колесный просвет до 28 см у груженой машины. В конструкции был
применен двигатель ирбитского мотоциклетного завода Мд-65 мощностью 22
л.с. Но ходовые испытания опытного образца выявили ряд недостатков:
стеклопластиковый кузов оказался недостаточно прочным, а двигатель -
слишком слабым.
К разработке второго образца НАМИ-049А подключились специалисты
запорожского завода. На основе одного из моторов BMW был разработан
двигатель МеМЗ-969 мощностью 30 л.с. Вместо стеклопластикового был
использован стальной корпус с мощной рамой. От межосевого
дифференциала отказались, задний мост стал отключаемым. Пластинчатые
торсионы заменили кованными, что позволило подвеске выдерживать удар
при приземлении на парашюте.
Работы велись над двумя вариантами машины - простой и плавающей.
Военные выбрали второй вариант. Чтобы решить задачу транспортировки
раненых, место водителя расположили посередине, за ним - спина к спине
- сидел санитар. Носилки для раненых находились по бокам. Верх кузова
и частично боковины закрывал брезентовый тент. Движение по воде
осуществлялось за счет гребного эффекта колес.
Окончательный вариант получил название ЛуАЗ-967. Его производство
началось на автозаводе в Луцке в 1961 году.
История гражданских автомобилей ЛуАЗ начинается с грузопассажирского
ЗАЗ-969В с колесной формулой 4x2 и приводом на передние колеса. В
отличие от военного предшественника, гражданский вариант плавать не
мог, водитель и пассажиры располагались традиционно, форма кузова и
брезентового тента была другая. В 1965 г. изготовлены опытные образцы,
а в 1966 - опытно-промышленная партия из 50 шт. ЗАЗ-969В - первый
отечественный серийный автомобиль с приводом на передние колеса. В
1971 г. освоен выпуск автомобилей ЗАЗ-969 с колесной формулой 4x4.
Схема трансмиссии - такая же, как и на ЛуАЗ-967. На автомобилях
ЗАЗ-969В и ЗАЗ-969 применялся двигатель МеМЗ-969 мощностью 30 л.с.
В 1975 г. начался серийный выпуск автомобилей ЛуАЗ-969А с двигателем
МеМЗ-969А мощностью 40 л.с. и колесной формулой 4x4.
Автомобили ЗАЗ-969В, ЗАЗ-969 и ЛуАЗ-969А внешне друг не отличаются.
В 1979 г. начался серийный выпуск ЛуАЗ-969М - усовершенствованной
модификации ЛуАЗ-969А. Еще до запуска в серию ЛуАЗ-969М получил
высокую оценку на ВДНХ СССР, в 1978 г. на международном салоне в
Турине (Италия) вошел в десятку лучших автомобилей Европы, в 1979 г.
на международной выставке в г. Ческе Будеевице (ЧССР) получил Золотую
медаль как один из лучших автомобилей для жителей села.
В 1990 г. начался выпуск ЛуАЗ-1302 - с двигателем МеМЗ-245 мощностью
53 л.с. (как на "Таврии"), а кузов взят от ЛуАЗ-969М.
В конце 80-х были попытки создать новый, современный ЛуАЗ. Заводчане
разработали ЛуАЗ-1301, а группа конструкторов под руководством Г.
Хаинова - ЛуАЗ-Прото, но ни одна из машин в серию так до сих пор и не
пошла.
В настоящее время Луцкий завод разработал несколько моделей на базе
ЛуАЗ-1302: минигрузовик ЛуАЗ-13021 и его модификации, "пляжный" джип
ЛуАЗ-1302-05 "Форос" с дизельным двигателем. В 1999 г. был представлен
ЛуАЗ-1901 "Геолог" - дизельный, плавающий, с колесной формулой 6x6.