ЗАЗ-965 "Запорожец"

Беззаветное служение Родине, народу, преданность Коммунистической партии, Советскому правительству, коммунистическое отношение к труду, к социалистической собственности, дисциплинированность, выдержанность, настойчивость в преодолении трудностей - отличительные черты советского шофера!

"Техника вождения автомобиля", М., 1957

Автомобиль ЗАЗ-965А Запорожский ордена Трудового Красного Знамени автомобильный завод "Коммунар" начал в 1960 году серийный выпуск самого маленького в Советском Союзе микролитражного автомобиля "Запорожец" ЗАЗ-965 с двигателем воздушного охлаждения мощностью 23 л.с. Мелитопольского моторного завода.

С ноября 1962 года началось производство автомобиля ЗАЗ-965А с двигателем МеМЗ-966 мощностью 27 л.с. С ноября 1966 года устанавливают двигатель МеМЗ-966А мощностью 30 л.с. с генератором переменного тока.

В 1966 году автомобиль подвергся рестайлингу. Выштамповка на передке из вогнутой стала выпуклой, эмблему в виде звезды сменила эмблема в виде щита. На передних крыльях появились оранжевые повторители поворотов, боковое зеркало заднего вида. На некоторых машинах, преимущественно экспортных, вдоль бортов шли блестящие молдинги. Автомобиль ЗАЗ-965А

Существовали модификации с ручным управлением: ЗАЗ-965АБ (1963г.) для инвалидов, не имеющих одной или обеих ног, и ЗАЗ-965АР (1966г.) с порошковой электромагнитной муфтой сцепления для инвалидов, не имеющих одной руки и одной ноги. Производился также почтовый вариант ЗАЗ-965С с правым рулем, заделанными задними боковыми окнами и ящиком для писем вместо заднего сидения.

Краткая характеристика автомобилей ЗАЗ-965 и ЗАЗ-965А
  
   Автомобиль                                 ЗАЗ-965  ЗАЗ-965А
   Эксплуатационные параметры:
   Число мест в кузове                                4
   Наибольшая скорость с полной нагрузкой     90 км/ч  100 км/ч
   Расход бензина на 100 км                   6,5 л    5,5 л
   Емкость бака                                     30 л
   Масса:
   пустого автомобиля                              610 кг
   снаряженного автомобиля без нагрузки            665 кг
   снаряженного автомобиля с полной нагрузкой      965 кг
   Габаритные размеры:
   Длина                                           3330 мм
   Ширина                                          1395 мм
   Высота (без нагрузки)                           1450 мм
   База (расстояние между осями)                   2023 мм
   Колея передних колес                            1150 мм
   Колея задних колес                              1160 мм
   Дорожный просвет                                175 мм
   Наименьший радиус поворота                        5 м
   Передний угол свеса                            36 град.
   Задний угол свеса                              25 град.
   Двигатель:                                 МеМЗ-965 МеМЗ-966А
   Рабочий объем двигателя                    784 см3  887 см3
   Степень сжатия                             6,5      6,5
   Максимальная мощность                      23 л.с.  30 л.с.
   Бензин                                     АИ-72    АИ-76
Автомобили ЗАЗ-966В, 968, 968М

Автомобиль ЗАЗ-966В "Запорожец" выпускался с ноября 1966 года. От ЗАЗ-965А он унаследовал большинство узлов и агрегатов: двигатель МеМЗ-966А мощностью 30 л.с., коробку передач, подвеску. От последующих моделей его можно отличить по блестящей декоративной решетке на передке и металлической панели приборов.

Модификация ЗАЗ-966 отличалась двигателем мощностью 43 л.с. (1197 куб.см., степень сжатия 7,2, бензин А-76) и характеристиками (снаряженный вес 780 кг, полный вес 1080 кг, макс.скорость 120 км/ч).

Существовали также модификации с ручным управлением ЗАЗ-966ВР и ЗАЗ-966ВБ и ВБ2 (с порошковой электромагнитной муфтой сцепления), обе с двигателем 30 л.с. Производство ЗАЗ-966В было прекращено в декабре 1972 года, а его модификаций с ручным управлением - с января 1973 года.

В начале 1972 года началось производство автомобиля ЗАЗ-968. Внешние отличия от ЗАЗ-966В - фонари заднего хода, отсутствие перемычек в воздухозаборниках и надписи "Запорожец" на правом переднем крыле.

Существовала модификация ЗАЗ-968Э (экспортная), отличавшаяся фарами, соответствующими международным нормам безопасности, лобовым стеклом типа "триплекс", декоративной окантовкой на уплотнителях стекол, замком зажигания с противоугонным устройством.

Выпускались и модификации с ручным управлением: ЗАЗ-968Б -- для людей, лишенных обеих ног, ЗАЗ-968Б2 -- для водителей с одной ногой и 3A3-968P -- для тех, у кого лишь одна нога и одна рука.

Производство ЗАЗ-968А началось в конце 1974 года. Его отличали: декоративный элемент на передке, заменивший решетку, двухконтурная тормозная система, более удобные сиденья (от ВАЗ-2101), пластиковая панель приборов.

Автомобиль ЗАЗ-968М вышел на конвейер в 1979 году. Дизайн кузова подвергся значительным изменениям - передняя панель кузова стала выпуклой, "уши" воздухозаборников заменены на решетки, задние фонари приобрели более современную прямоугольную форму. Хрома стало меньше, а черного пластика - больше.

ЗАЗ-968М выпускался с тремя модификациями двигателей:

Производство этого последнего "классического" Запорожца прекращено 1 июля 1994 года.

Краткая характеристика автомобилей ЗАЗ-966 и 968
   Модель автомобиля                          966B      968А      968M
   Эксплуатационные параметры:
   Число мест в кузове                                 4          4-5
   Наибольшая скорость с полной нагрузкой     100 км/ч  121 км/ч  120 км/ч
   Расход бензина на 100 км                   5,9 л               6,5 л
   Емкость бака                               30 л      40 л      40 л
   Масса:
   пустого автомобиля                         680 кг    кг        750 кг
   снаряженного автомобиля без нагрузки       745 кг    840 кг    800 кг
   снаряженного автомобиля с полной нагрузкой 1040 кг   кг        1200 кг
   Габаритные размеры:
   Длина                                            3730 мм       3765 мм
   Ширина                                           1535 мм       1490 мм
   Высота (без нагрузки)                            1370 мм       1400 мм
   База (расстояние между осями)                    2150 мм       мм
   Колея передних колес                             1220 мм       1240 мм
   Колея задних колес                               1200 мм       1226 мм
   Дорожный просвет                                 190 мм        185 мм
   Наименьший радиус поворота                        5,5 м        5,3 м
   Передний угол свеса                             39 град.
   Задний угол свеса                               30 град.
   Двигатель:                                 МеМЗ-966А МеМЗ-968А МеМЗ-968Э
   Рабочий объем двигателя                    887 см3   1197 см3  1197 см3
   Степень сжатия                             6,5       8,4       7,2
   Максимальная мощность                      30 л.с.   45 л.с.   41 л.с.
   Бензин                                     АИ-76     АИ-93     АИ-76
  
ЗАЗ-1102 "Таврия" и ЗАЗ-1105 "Дана"

ЗАЗ-1102 Таврия Первый автомобиль нового семейства - ЗАЗ-1102 "Таврия" вышел на конвейер в 1987 году. Это автомобиль, полностью отличающийся от предшественников - 3-х дверный кузов "хэтчбек", поперечно расположенный спереди двигатель водяного охлаждения, привод на передние колеса, подвеска "Мак-Ферсон".

Модификация ЗАЗ-1122 - с двигателем и коробкой передач ВАЗ-2108 (объем 1300 куб.см.). Производится наряду с обычной "Таврией". За более мощный двигатель пришлось заплатить плотной компоновкой под капотом, откуда убрано запасное колесо.

В небольших количествах выпускается автомобиль ЗАЗ-1140 - "Таврия" с двигателем FIAT-903. Это 4-х цилиндровый 4-х тактный карбюраторный двигатель с нижним распредвалом. Рабочий объем двигателя - 903 куб.см., мощность 45 л.с. (при 5600 об/мин), максимальный крутящий момент - 67 Нм (при 3000 об/мин), степень сжатия 9. Расход топлива 4,5-5,5 л/100км по трассе, 7-8 л в городе.

Традиционно выпускаются три модификации для инвалидов. Автомобиль ЗАЗ-11027 предназначен для инвалидов, у которых повреждена одна нога, но имеются здоровые руки. Он оборудован ручным приводом "газа", и ручным приводом тормоза. ЗАЗ-11028 предназначен для инвалидов, у которых ампутированы или повреждены обе ноги, но имеются здоровые руки. Он отличается ручным приводом "газа" и тормоза, электровакуумным приводом сцепления. И, наконец, ЗАЗ-11029 выпускается для инвалидов, имеющих одну ногу и одну руку. Он оборудован специальными педалями "газа" и тормоза, электровакуумным приводом сцепления, рычагом стояночного тормоза под правую или левую руку, специальным ножным переключателем передач, специальным знаком ограничения скорости на переднем и заднем стеклах. На рулевом валу смонтированы выключатели звукового сигнала и света фар, переключатель поворотов, кнопка включения стеклоочистителя и стеклоомывателя, кольцо выбора передач.

ЗАЗ-1105 Дана Пятидверный универсал ЗАЗ-1105 "Дана" на базе "Таврии" делают с июня 1995 года. Основные изменения коснулись кузова, была улучшена аэродинамика (Cx=0,37 против 0,39 у "Таврии"). Салон комлектации "Таврия-люкс" стал для "Даны" стандартным. Дана сзади

Первоначально планировалось оснащать машину двигателем МеМЗ-310 (объем 1250 куб.см, мощность 60 л.с. при 5000 об/мин, крутящий момент 9,6кгс*м при 5000 об/мин). Однако Мелитопольский моторный завод не смог наладить производство этого двигателя, а "Даны" комплектуются обычными для "Таврии" двигателями МеМЗ-245 и ВАЗ-2108, а также новым МеМЗ-301 (1200 куб.см.), отличающимся от МеМЗ-245 увеличенным ходом поршней.

ЗАЗ-1103 Пятидверный седан ЗАЗ-1103 на базе "Даны" был показан осенью 1995г. Его производство планировалось начать в конце 1995 года, но серийным он так и не стал.

Все узлы ЗАЗ-1103 аналогичны "Таврии" и "Дане". Осталась прежней и снаряженная масса - 790 кг. Длина возросла до 3998мм, емкость багажника составляет 270л.

Краткая характеристика автомобилей ЗАЗ-1102 "Таврия" и ЗАЗ-1105 "Дана"
 
   Модель автомобиля                          1102      1105
   Эксплуатационные параметры:
   Число мест в кузове                                 5
   Наибольшая скорость с полной нагрузкой     145 км/ч  153 км/ч
   Расход бензина на 100 км                   7,2 л     4,9л (7,5л)
   Емкость бака                                       35 л
   Масса:
   снаряженного автомобиля без нагрузки       727 кг    790 кг
   снаряженного автомобиля с полной нагрузкой 1127 кг   1190 кг
   Габаритные размеры:
   Длина                                      3708 мм   3825 мм
   Ширина                                     1554 мм   1554 мм
   Высота (без нагрузки)                      1410 мм   1453 мм
   База (расстояние между осями)                    2320 мм
   Колея передних колес                             1314 мм
   Колея задних колес                               1280 мм
   Дорожный просвет                           162 мм    156 мм
   Наименьший радиус поворота                 5 м       5,2 м
   Передний угол свеса                        32 град.  25 град.
   Задний угол свеса                          35 град.  25 град.
   Двигатель:                                 МеМЗ-245  МеМЗ-301
   Рабочий объем двигателя                    1091 см3  1200 см3
   Степень сжатия                             8,8 (9,5) 8,8
   Максимальная мощность                      51 л.с.   56 л.с.
Hosted by uCoz